ФИО:
Львова-Белова Мария Алексеевна

Дата рождения:
25 октября 1984

Гражданство:
РФ

Категории:
Пособники

Профессиональная сфера деятельности/официальная должность/биография:

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. Один из важных (и наиболее медийных) участников процесса массового насильственного вывоза украинских детей с оккупированных территорий и их «перевоспитания» в России.

Позиционируется как «специалист по социализации и социальной адаптации детей-сирот, молодых взрослых с инвалидностью и выпускников детских домов».

Родилась в 1984 году в Пензе. В 2002 году окончила училище культуры и искусств по специальности «Дирижер эстрадного оркестра». В 2003—2005 годах училась в Самарской государственной академии культуры и искусств (Самарский государственный институт культуры). В 2019 году поступила в Пензенский государственный технологический университет по направлению «Менеджмент». В 2000—2005 годах работала преподавателем по классу гитары в детских музыкальных школах ив училище культуры и искусств в Пензе.

В 2008—2020 годах — соучредитель и руководитель Пензенской региональной общественной организации по содействию социальной адаптации «Благовест». В 2014 году Львова-Белова создала реабилитационный центр «Квартал Луи», основной функцией которого являлась помощь молодым людям с ограниченными возможностями здоровья, оставшимся без попечения родителей. В 2017 году по ее инициативе в Пензе начал работать первый в России пансион для молодых людей с тяжелой степенью инвалидности «Дом Вероники», а в 2018 – резиденция для проживания молодых людей с разной формой инвалидности Арт-Поместье «Новые берега».

СМИ отмечают, что с 2016 года, когда уполномоченной по правам ребенка в России стала Анна Кузнецова (чьего ребенка крестила Львова-Белова – по утверждениям последней), карьера Львовой-Беловой, как и бюджетные отчисления в ее проекты, резко пошли вверх. Возможно, по этой причине Львова-Белова и стала открывать новые реабилитационные центры — более масштабные и дорогостоящие. В 2016 году она получила орден Святого равноапостольного великого князя Владимира III степени РПЦ. В 2017‑м — вошла в федеральную Общественную палату. А в 2018 году Львова-Белова стала доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах.

Можно сказать, что для общественной позиции Львовой-Беловой характерны определенные декларативность и порой даже лицемерие: несмотря на то, что она не раз отмечала, что хочет защитить детей-сирот от попадания в психоневрологические интернаты, активную кампанию благотворительного сообщества против строительства закрытых учреждений (в частности, в 2019-2020 годах) она никак не поддержала публично. И проигнорировала обращение к Путину, которое подписали 115 представителей НКО, помогающих людям с инвалидностью. Среди подписантов были, например, Любовь Аркус, Наталья Водянова, Екатерина Мень. Другим примером является законопроект о распределенной опеке для недееспособных людей, за принятие которого Львова-Белова публично выступала (совместно с РПЦ) и даже причисляла этот законопроект к «самым важным в сфере ее работы при своем назначении на пост омбудсмена », но, судя по карточке проекта на сайте Госдумы, он в итоге так и остался без движения . По мнению знакомого с Львовой-Беловой исполнительного директора фонда «Гражданский союз» Олега Шарипкова, приблизившись к власти, она «в какой-то момент стала или поддерживать правительственную повестку, или молчать ».

Более того, по информации пензенских СМИ, со временем ситуация еще больше ухудшилась: например, на некоторых «подопечных» якобы оформлялись кредиты для оплаты расходов на лечение, другие умирали из-за отсутствия должного ухода, а постояльцев с тяжелой формой инвалидности «прятали» от проверяющих органов. «Ради пиара Марии Беловой-Львовой людей буквально загоняли табунами на различные мероприятия, и они чувствовали себя, словно из них устраивают зоопарк для высоких гостей», — писали журналисты издания «Блокнот». Публично эти обвинения сотрудники проектов Львовой-Беловой никак не комментировали.

С февраля 2019 года по декабрь 2021 года Львова-Белова была одним из сопредседателей регионального штаба Регионального отделения Общероссийского общественного движения "Народный фронт «За Россию» в Пензенской области.

В сентябре 2019 года она была избрана депутатом Пензенской городской думы от партии «Единая Россия», но отказалась от мандата депутата. По некоторым данным, Львову-Белову вынудили отказаться от мандата в достаточно ультимативной форме . Сама же Львова-Белова так прокомментировала это свое (или, возможно, не совсем свое) решение: «Мое место сегодня, видимо, не среди законодательного собрания и чиновников, от чьих заседаний я, честно говоря, засыпаю».

Однако уже к ноябрю 2019 году у нее, похоже, вновь «проснулся интерес к политике» и она вошла в состав президиума Генерального совета «Единой России» (партийный билет ей вручил Дмитрий Медведев – как председатель партии ), а также стала сопредседателем рабочей группы Генсовета партии по поддержке гражданского общества.

В сентябре 2020 года Львова-Белова стала одной из победительниц конкурса управленцев «Лидеры России» (организованного под патронажем Сергея Кириенко).

В сентябре 2020 года стала сенатором от Пензенской области, вошла в состав комитета Совета Федерации по социальной политике, а в ноябре того же года была назначена полномочным представителем Совета Федерации по взаимодействию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.

В июне 2021 года стала выпускницей Президентской академии РАНХиГС.

В октябре 2021 года (после того, как упомянутая выше Анна Кузнецова стала депутатом Госдумы, и ей потребовалась «замена» на посту «детского омбудсмена») Владимир Путин назначил Львову-Белову Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребёнка. По информации СМИ, ее кандидатуру активно продвигала Русская православная церковь совместно с Администрацией Президента РФ.

Пожалуй, важнейший, и наиболее зловещий, этап в карьере Львовой-Беловой начался после 24 февраля 2022 года: в результате своей деятельности на посту уполномоченного по правам ребенка после начала войны, а конкретнее – деятельности по руководству незаконным вывозом украинских детей с оккупированных территорий, Львова-Белова, вместе с Владимиром Путиным, была объявлена 17 марта 2023 года в розыск Международным уголовным судом в Гааге. О том, что вывоз украинских детей на территорию России может считаться военным преступлением («в форме незаконной депортации населения (детей) и незаконного перемещения населения (детей) с оккупированных территорий Украины в Российскую Федерацию»), заявила также следственная комиссия ООН . Решение Международного уголовного суда было поддержано на международном уровне, в частности, президентом США Джо Байденом, а также президентом Украины Владимиром Зеленским, который назвал его "историческим решением, с которого начнется историческая ответственность".

Впрочем, еще до этого, в июне 2022 года, за свою поддержку российской войны против Украины Львова-Белова оказалась под санкциями Великобритании , с июля 2022 года — Австралии , а с августа 2022 года — и Канады ; кроме того, она находится в санкционных списках всех стран Евросоюза и США . С января 2023 года — под санкциями Японии.

В марте 2023 года Львова-Белова поддержала запрет на усыновление российских детей родителями из «недружественных» стран, обосновав это тем, что якобы «в условиях политики так называемой “отмены России” высока вероятность травли российских детей за рубежом, их унижения по национальному признаку ».

В декабре 2022 года, в соответствии с указом Владимира Путина, вошла в состав попечительского совета государственного благотворительного фонда «Круг добра».

Замужем. Мать и опекун 22 детей, из них пятеро — кровных, остальные приемные, в том числе усыновленный в феврале 2023 года мальчик, насильно вывезенный из Мариуполя. Супруг Павел Когельман — священник Русской православной церкви, до рукоположения работал программистом.

Обвиняется в:

Организации процесса массового насильственного вывоза украинских детей с оккупированных территорий и их «перевоспитания» в России.

Уже в первые дни войны из оккупированных частей Украины в российские регионы «эвакуировали» сотни детей. Большинство из них оказались в пунктах временного размещения на базах отдыха и в детских учреждениях. В марте 2022 года Львова-Белова (публично поддержавшая пропагандистский тезис о «спасении детей Донбасса») впервые дала понять, что украинских детей-сирот будут передавать в российские семьи, заявив, что такое решение Владимир Путин «поддержал безоговорочно» и сказал ей «действовать в интересах детей». Официально брать украинских детей под опеку российские семьи смогли только в конце мая 2022 года, когда Путин подписал указ об упрощенной процедуре получения гражданства РФ для детей из «ЛНР, ДНР и Украины». Но Львова-Белова и до этого вела переговоры с «ЛДНР», чтобы отправлять украинских детей-сирот в российские семьи как можно быстрее. Первые 27 детей из «ДНР» попали под «временную опеку» в Московской области уже в апреле 2022 года.

Однако не всегда речь шла о передаче в семьи: например, в январе 2023 года издание «Верстка» установило, что как минимум 14 маленьких детей из Херсона оказались в интернате «Елочка» в аннексированном Симферополе, который в 2020 году называли «детским концлагерем» из-за жестокого обращения с детьми . В феврале 2023 года в распоряжении СМИ «Дождь» появилась переписка с региональными органами опеки, из которой следовало, что 400 сирот были распределены в августе 2022 года в 24 интерната, и по информации журналистов, только 36 из них попали в семьи.

В мае 2022 года Госдепартамент США инициировал программу по расследованию российских военных преступлений в Украине. В рамках нее Йельский университет подготовил доклад, согласно которому с начала полномасштабной войны в Россию вывезли по меньшей мере шесть тысяч украинских детей. Там они проходили «перевоспитание» в детских летних лагерях. Многих детей так и не вернули родителям. По состоянию на лето 2022-го 350 детей, объявленных сиротами, были усыновлены российскими семьями; еще тысяча детей ожидала усыновления.

В рамках интеграционной программы в этих лагерях подросткам из Украины предлагают пройти «психологическую реабилитацию». После этого дети (в теории) возвращаются домой — назад, на «особо обстреливаемые территории», как называет их Львова-Белова. На деле же все бывает совсем иначе: к началу марта 2023 на юге России и в Крыму в детских лагерях, как сообщала сама Львова-Белова, оставалось порядка 89 детей, «задержавшихся» на отдыхе.

Общие же цифры по вывезенным детям разнятся – всего, по подсчетам различных СМИ, депортировано от 16 тысяч (без опеки родителей ) до нескольких сотен тысяч детей. Как отмечает украинский омбудсмен Людмила Денисова, из информационных источников РФ известно, что в 35 регионах России находятся около 150 тысяч украинских детей.

При этом российские власти не отрицают, что вывозят детей с украинских территорий. Постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя объяснял, что это делалось, якобы чтобы «уберечь их от опасности, которую могут представлять боевые действия». Сама же Львова-Белова заявляет, что «не знает, в чем конкретно обвиняет ее Международный уголовный суд» и что подозрение суда «под собой не имеет никакого конкретного основания ». А пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков и официальный представитель МИДа Мария Захарова апеллируют к тому, что Россия не является участником Римского статута Международного уголовного суда, делая из этого выводы о том, что она якобы «не несет по нему обязательств».

Однако такая позиция российской стороны является явной манипуляцией, если учесть, что положения Римского статута в данном случае опираются, в частности, на положения Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 года, участницей которой Россия, безусловно, является.

Статья 49 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны прямо запрещает любую депортацию людей с оккупированной территории: «Воспрещаются по каким бы то ни было мотивам угон, а также депортирование покровительствуемых лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого другого государства независимо от того, оккупированы они или нет». Та же статья 49 четвертой Женевской конвенции разрешает временную эвакуацию людей, но только «если этого требует безопасность населения или особо веские соображения военного характера». Как только в зоне эвакуации прекратятся боевые действия, людей необходимо немедленно вернуть домой (вот почему вышеуказанные слова Небензи также являются манипуляцией).

Важно отметить, что эвакуация населения довольно сильно формализована четвертой Женевской конвенцией. Например, она запрещает разлучать членов одной и той же семьи во время эвакуации. При этом в случае с депортацией украинских детей в Россию очень часто имело место именно такая «раздельная эвакуация».

Кроме того, во время эвакуации людей можно перемещать «только вглубь оккупированной территории», то есть, например, в Крым или в самопровозглашенные республики Донбасса. А украинских детей отправляли в детские лагеря по всей России.

Преступные действия российских властей, и в частности, Львовой-Беловой явно нарушают также статью II Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, а именно пункта e): «насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую».
Кроме того, по имеющейся информации (в том числе от тех детей, которых удалось вернуть на территорию Украины) по-настоящему массовым были случаи оказания давления (как психологического, так и даже физического) с целью заставить детей отказаться от своей национальной идентичности. Известно, например, о группе детей, которых оккупационные власти еще в октябре 2022 года отправили «на отдых» в детские лагеря на территории аннексированного Крыма. Обещали, что дети съездят на десять дней, но в итоге они провели там полгода. По словам самих детей, в лагере «Мечта» в Евпатории детей, которые ассоциировали себя с Украиной, били железной палкой, запирали в подвале и угрожали отправить в детдом. Детям говорили, что родители от них отказались, кормили плохо, в некоторых лагерях не было постельного белья, только грязный матрас и подушка.

По информации от уполномоченного Верховной Рады по правам человека Дмитрия Лубинца, на территории РФ действует 43 так называемых «лагеря перевоспитания», в которых находятся 6000 детей.

Важно отметить, что имело место не просто насильственное перемещение детей и применение насилия в отношении них, но и зачастую – по сути, принудительное изменение их гражданства, что стало возможным благодаря указу Владимира Путина, который определяет «упрощенный порядок получения российского гражданства для детей-сирот и недееспособных лиц из Донбасса и с Украины». Согласно нововведению (горячо поддержанному Львовой-Беловой ), «с заявлениями о приеме в гражданство РФ детей-сирот вправе обратиться опекуны и попечители, являющиеся гражданами РФ, ЛНР, ДНР или Украины, а также руководители организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, руководители учреждений, оказывающих образовательные, медицинские социальные услуги». То есть, право принимать решение об изменении гражданства этих детей теперь получили «новые» опекуны и руководители российских детдомов.
Налицо грубое нарушение Россией (в частности, в лице Львовой-Беловой) Конвенции ООН о правах ребенка, в частности статьи 8 (требование уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи), статьи 11 (борьба с незаконным перемещением детей и их невозвращением из-за границы), статьи 12 (о праве ребенка выражать свои взгляды по всем вопросам) и других статей.

Кроме того, действия Львовой-Беловой нарушают и соответствующее российское законодательство, в частности, часть 1 статьи 121 и часть 1 статьи 123 Семейного кодекса РФ (о необходимости учитывать этническое происхождение ребенка при передаче его в семью на воспитание), а также статью 357 УК РФ «Геноцид» (согласно которой формой геноцида признается «принудительная передача детей).

Таким образом, действия Львовой-Беловой (подтверждаемые большим количеством фактического материала, находящегося в публичном доступе) имеют все основания быть квалифицированы как военные преступления.

Cсылки и материалы

Гаага хочет арестовать Путина за депортацию украинских детей

Суд в Гааге выдал ордер на арест не только Путина, но и Марии Львовой-Беловой. Кто она такая?

Мария Львова-Белова рассказала, чего хочет добиться на посту детского омбудсмена

Сайт законотворческой деятельности Госдумы РФ

Марию Львову-Белову жестко вынудили отказаться от мандата в пользу Ольги Израновой — источник

Мария Львова-Белова вошла в президиум Генсовета «Единой России»

Мария Львова-Белова — победитель «Лидеров России-2020»

Международный суд в Гааге выдал ордер на арест Владимира Путина

Великобритания внесла патриарха Кирилла в санкционный список

Австралия ввела санкции еще против 16 граждан РФ

Канада ввела санкции против Марии Львовой-Беловой и глав субъектов РФ

Official Journal of the European Union

Treasury Targets Additional Facilitators of Russia’s Aggression in Ukraine

Япония расширила санкции против России, запретив экспорт вакцин и медоборудования

Телеграм-канал Львовой-Беловой

Телеграм-канал «Дождя»

Российские власти вывезли не менее 14 сирот из Херсона младше пяти лет в крымский детдом «Ёлочка»

Гаага за украинских детей — о чем молчат русские СМИ

Похитители детей

«Мы не получили ни одного запроса о том, что дети разлучены с родителями». Омбудсмен по правам ребенка Мария Львова-Белова — об ордере Международного уголовного суда

«Били железной палкой, держали в подвале». Украинские дети рассказали, как их удерживали в российских лагерях

Омбудсмен заявил, что россияне депортировали в «лагеря перевоспитания» около 6000 украинских детей

Львова-Белова: упрощение получения гражданства РФ для детей-сирот решит целый ряд проблем

Закрытый доступ

Главная / Персоны / Львова-Белова Мария Алексеевна