Расследователи из ICIJ представили доклад «Архив Пандоры», посвященный офшорам политиков и бизнесменов со всего мира.
Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал доклад «Архив Пандоры» (Pandora Papers) о возможной причастности глав государств, а также их приближенных, чиновников и бизнесменов к офшорным схемам. Расследование было опубликовано The Guardian и другими изданиями по всему миру.
В расследовании участвовали более 600 журналистов из 150 медийных организаций, в том числе BBC из Великобритании, The Washington Post из США, Le Monde из Франции и другие. На протяжении двух лет расследователи изучали «Архив Пандоры» — 11,9 млн конфиденциальных документов, которые оказались в распоряжении ICIJ. Эта утечка офшорных данных уже названа крупнейшей в истории.
Из расследования стало известно, что некоторые фигуранты «Списка Путина» связаны с офшорами. Так, например, глава Сбербанка Герман Греф держал более $50 млн в семейных офшорах в Сингапуре, Панаме и на Самоа. Семья другого фигуранта «Списка Путина» — главы «Ростеха» Сергея Чемезова через офшоры владеет имуществом на 22 млрд руб. Это 85-метровая суперъяхта Valerie, принадлежащая компании с Британских Виргинских Островов Delima Services Limited. Офшор зарегистрирован на 34-летнюю падчерицу Чемезова Анастасию Игнатову. Издание SuperYachtFan оценивало Valerie примерно в $140 млн, или более 10 млрд руб. по нынешнему курсу. Кроме того, по данным расследователей, семья Чемезова через офшоры владеет виллой в испанском городе Эстепона рядом с курортом Марбелья. Вилла принадлежит ирландской компании Holytown Limited, которую в 2014 году купила компания с Британских Виргинских Островов Penimar Holdings Limited. Ею, в свою очередь, пополам владеют Анастасия Игнатова и Людмила Рукавишникова, утверждают расследователи. Также семье принадлежит доля в компании, которой принадлежит отель на хорватском курорте Малинска. Ее переписали на офшор с Британских Виргинских Островов.
Не остались без своих офшоров и путинские пропагандисты. Офшор гендиректора «Первого канала» Константина Эрнста «в качестве поощрения за организацию освещения Олимпиады в 2014 году» получил долю в проекте по выкупу у государства старых советских кинотеатров, их сносу и строительству на их месте частных торговых и жилых комплексов, пишет The Washington Post. Эрнст подтвердил, что был причастен к сделке, но опроверг утверждение, что это была «компенсация за Олимпийские игры 2014 года». На другие вопросы расследователей он не ответил, заявив, что «не совершал никаких незаконных действий».