Новые санкции США. Главное

США впервые с начала президентства Джо Байдена ввели дополнительные санкции против России.

2 марта власти США объявили о санкциях в отношении России по обвинению в попытке отравления оппозиционера Алексея Навального в августе прошлого года. Фактически это первые антироссийские санкции, введенные Вашингтоном после прихода в Белый дом администрации нового президента Джо Байдена. Технически первыми были ограничения в отношении баржи «Фортуна», строящей газопровод «Северный поток-2», и ее компании-владельца «КВТ-Рус». Однако те санкции лишь повторили введенные накануне прекращения полномочий администрации Дональда Трампа. По словам представителя администрации Байдена, американское разведывательное сообщество пришло к выводу, что «с высокой степенью вероятности» российская ФСБ в августе использовала против Навального нервно-паралитическое вещество «Новичок».

Новые американские санкции введены по линии сразу трех ведомств — Минфина, Минторга и Госдепартамента и основаны на нескольких основополагающих законодательных актах. Однако на практике администрация Байдена незначительно расширила существующие ограничения в отношении России. В Белом доме, впрочем, заявляли, что скоро последует ответ США и на другие враждебные действия, приписываемые Москве (в частности, на хакерские атаки в отношении ИT-компании SolarWinds).

Меры против чиновников и оборонных НИИ

Как заявил журналистам представитель американской президентской администрации, по линии Минфина санкции будут введены против семи высокопоставленных российских чиновников. Позднее Минфин США опубликовал их имена: это первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, глава ФСБ Александр Бортников, начальник ФСИН Александр Калашников, генпрокурор Игорь Краснов, заместители министра обороны Алексей Криворучко и Павел Попов, а также начальник управления президента по внутренней политике Андрей Ярин. Все семеро попали в список SDN (Specially Designated Nationals), фигурантам которого запрещен въезд в США, а их активы на территории страны (при наличии таковых) должны быть заблокированы.

Формальные основания для введения санкций против перечисленных чиновников, согласно сообщению Минфина, дает указ президента США еще от 2014 года, в связи с ситуацией в Украине. В соответствии с этим документом США могут наложить санкции на любое высшее должностное лицо России. То, что американские власти сослались на «украинский» президентский указ, отвечая на отравление Навального, не считается обычной практикой. Они могли воспользоваться, например, «Глобальным актом имени Магнитского», подразумевающим санкции за нарушения прав человека, но не стали этого делать.

Все включенные в список также попали под европейские санкции в связи с отравлением Навального (Калашников и Краснов — 2 марта, остальные — еще в октябре). Но трое оказавшихся под санкциями ЕС по делу Навального сумели избежать аналогичных ограничений со стороны США: это глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, директор Росгвардии Виктор Золотов и полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло.

Помимо чиновников в список SDN попал Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологий (ГосНИИОХТ), который считается местом создания отравляющего вещества «Новичок». В августе 2020 года Минторг США уже внес ГосНИИОХТ в так называемый Entity List — черный список по линии американских экспортных ограничений.

Вместе с ГосНИИОХТ под санкции попали 33-й Центральный научно-исследовательский испытательный институт (33-й ЦНИИИ) и 27-й Научный центр (27-й НЦ) Минобороны России. Об обоих на сайте военного ведомства сказано, что это ведущие научно-исследовательские организации в области радиационной, химической и биологической защиты. 33-й ЦНИИИ находится в Шиханах (Саратовская область), где, предположительно, и разрабатывался «Новичок», а выходцев из 27-го НЦ в расследовании Bellingcat и The Insider называли экспертами московского ФГУП «НЦ «Сигнал», которое разрабатывало систему доставки яда «Новичок». Санкции против этих трех структур введены по программе «Противодействие распространению оружия массового поражения» (стартовала после указа президента Джорджа Буша-младшего в 2005 году). Еще три фигуранта списка — 48-й ЦНИИ Минобороны в Сергиевом Посаде (выведен из состава 33-го ЦНИИИ в 2013 году) и его филиалы в Кирове и Екатеринбурге (все они с прошлого лета уже фигурируют в черном списке американского Минторга).

ФСБ повторно попала в санкционный список США (ранее была внесена в SDN в связи с обвинением в кибератаках) — на сей раз в соответствии с указом, подписанным еще Бушем-младшим в 2005-м против распространителей оружия массового поражения. Как и раньше, американская сторона в виде исключения разрешила своим компаниям взаимодействие с ФСБ как с регулятором в области импорта криптографического оборудования.

По линии Минторга США по делу Навального санкции будут введены против 14 структур, вовлеченных в деятельность, которая «противоречит интересам национальной безопасности и внешней политики США», заявил журналистам представитель президентской администрации. Эти структуры, в том числе три немецкие и одна швейцарская компании, участвовали в производстве «биологических и химических агентов», считают американские власти. Список попавших под санкции предприятий (.pdf) был опубликован уже после 0:00 мск 3 марта. В него вошли такие компании, как «Химмед» (поставщик химических реактивов и оборудования для лабораторий), «Фемтеко» (поставщик материалов и оборудования для химического анализа и спектрометрии), «Интерлаб», «Фармконтракт», «Рау-Фарм» и др. Теперь эти компании не смогут легально импортировать американскую продукцию.

Санкции как по делу Скрипалей

Госдепартамент США в релизе отметил, что Вашингтон «использовал свои полномочия, чтобы дать четкий сигнал о том, что применение Россией химического оружия и нарушение прав человека имеют серьезные последствия». «США последовательно характеризовали преследование Навального как политически мотивированное. Мы повторяем наш призыв к властям России немедленно освободить Навального», — подчеркивается в сообщении.

В связи с отравлением Навального США уже во второй раз применили в отношении России закон о контроле за химическим и биологическим оружием 1991 года. Впервые это произошло в 2018-м, после отравления в Великобритании экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии.

Закон 1991 года потенциально создает самые значимые санкционные риски для России. Он предусматривает обязательный второй раунд ограничений спустя три месяца, если страна-мишень не возьмет на себя гарантии дальнейшего неприменения химоружия и не допустит международных наблюдателей в области химического разоружения. Однако в ходе объявленного Госдепом первого раунда почти полностью воспроизведены уже существующие санкции, наложенные администрацией Трампа за отравление Скрипалей. В числе дублирующих символических мер — отказ в американской госпомощи России и в поставках туда вооружений (Россия не получает американскую госпомощь и не импортирует американское вооружение).

Единственной областью расширения американских «химических» санкций стала отмена нескольких исключений из режима экспортных ограничений. Так, администрация Байдена после переходного шестимесячного периода отменит исключение, позволяющее экспортировать в Россию товары и технологии для коммерческих космических пусков. В отношении же американского экспорта, нацеленного на межправительственное сотрудничество в освоении космоса, по-прежнему будет действовать исключение. Не пострадает и экспорт, связанный с обеспечением безопасности пассажирской авиации.

Санкции США будут действовать в течение минимум 12 месяцев и только после этого могут быть сняты — в том случае, если российские власти, в частности, дадут «надежные гарантии», что не будут «применять химическое и биологическое оружие в нарушение международного права и против собственных граждан», указал Госдепартамент. Москва неоднократно отрицала применение химоружия и использование «Новичка».

Закон о контроле за химоружием впоследствии обязывает правительство США применить (в рамках второго раунда) по меньшей мере три из нескольких предлагаемых видов санкций. Самые жесткие — это ограничения на экспорт или импорт в торговле, понижение статуса дипломатических отношений с Россией, запрет на полеты в США государственной авиакомпании «Аэрофлот». На практике же американская администрация, во-первых, может надолго задержать введение второго раунда санкций (например, тот же акт был применен в 2018 году в отношении Северной Кореи, но до сих пор без дополнительных санкций), а во-вторых, использовать любые исключения, диктуемые соображениями национальной безопасности. В сообщении о введении санкций против России Госдепартамент не упомянул о необходимости их второго раунда по закону о контроле за химоружием.

 

 

Главная / Новости / Новые санкции США. Главное