«Мемориал» признал политзаключёнными шестерых мусульман, преследуемых по обвинениям в причастности к «Хизб ут-Тахрир» в аннексированном Крыму. Как сообщил Каспаров.Ru 16 июня правозащитный центр «Мемориал» (ПЦ), мусульман лишили свободы по террористическим статьям, не обвиняя в терроризме.

ПЦ считает, что Акрамжона Абдуллаева, Айдера Джаппарова, Нематжона Исроилова, Ризу Омерова, Энвера Омерова и Энвера Сейтосманова

преследуют по политическим мотивам в связи с осуществлением ими прав на свободу совести, вероисповедания и ассоциаций. Их лишили свободы, чтобы пресечь публичную деятельность и критику власти.

Граждан Киргизии, живших в Севастополе, Абдуллаева и Исроилова арестовали летом 2016 года. Осенью 2018 года военный суд дал им 15 и 13 лет колонии строгого режима. Севастопольца, активиста крымско-татарского национального движения Сейтосманова, ФСБ задержала весной 2018 года. В декабре 2019 года военный суд приговорил его к 17 годам колонии строгого режима. Крымских татар из Белогорского района — Айдера Джаппарова, Энвера Омерова и его сына Ризу — взяли под стражу летом 2019 года. Сейчас их дело рассматривается в суде.

ФСБ заявила, что Абдуллаев и Исроилов, будучи с 2000 года участниками международной организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (Партия исламского освобождения), в 2013–2014 годах приехали в Севастополь «под видом трудовых мигрантов», «приискали» нескольких мусульман и «под видом изучения традиционного ислама» проводили собрания, где пропагандировали идеологию партии, чем, согласно приговору, совершили преступления по ст. 205.5 УК РФ (организация деятельности террористической организации и участие в ней).

Сейтосманов, как утверждает следствие, вступил в другую севастопольскую ячейку «Хизб ут-Тахрир» осенью 2014 года и, являясь в ячейке заместителем руководителя, организовывал её деятельность, «осуществлял пропагандистскую работу среди населения». Омеров, по данным ФСБ, в 2017 году создал подразделение партии в Белогорске и совместно с Джаппаровым руководил им. К участию привлекли сына Омерова Ризу. Как и в остальных случаях, партийная деятельность заключалась в проведении собраний по изучению ислама и идеологии партии.

Следствие зафиксировало их пожелание создать идеальное государство мусульман (возрождение всемирного исламского Халифата), поэтому Омеровых и Джаппарова обвинили еще по ч. 1 ст. 30, ст. 278 УК РФ (приготовление к насильственному захвату власти организованной группой).

Правозащитники считают, что осуждённые мусульмане оказались виновны в том, что были участниками общественного объединения. Им не вменяли подготовку терактов или озвучивание террористических угроз. Их преследование нарушает ст. 28 Конституции России, гарантирующую каждому «свободу совести, свободу вероисповедания».

За годы, прошедшие с признания «Хизб ут-Тахрир» террористической организацией в РФ, к уголовной ответственности привлечены сотни мусульман. С каждым годом суды назначают верующим всё более длительные сроки лишения свободы (до 24 лет колонии строгого режима).

В настоящее время по обвинениям в причастности к партии преследуют около 300 человек. Несправедливость и незаконность преследования мусульман усугубляется тем, что по украинскому законодательству эта организация легальна. Обвиняемые крымские татары принимали участие в поддержке преследуемых российскими властями крымчан и их семей. Удобное и привычное обвинение в причастности к «Хизб ут-Тахрир» стало инструментом для подавления общественной солидарности жителей аннексированного Крыма.

Помочь детям арестованных крымских татар можно, перечислив средства на карту РНКБ  2200 0202 0883 9409 (Куртбединова Севиль Зевриевна), яндекс-кошелёк 410011205892134, карта Сбербанка 5469 3800 7023 2177.